вторник, 4 марта 2014 г.

2014. Февраль. Шестая часть

101. Nasheim — Solens vemod (black metal)

Когда слушаешь слишком много блэка подряд (а под «много» я теперь понимаю в лучшем случае сорок минут), он начинает превращаться в неразборчивое фоновое кряхтение. Эффект вурлитцера. Поэтому между предпоследним блэковым альбомом и последним случился перерыв в двадцать релизов. Помогло? Нет. У Solens vemod красивая обложка. И я помню, что когда-то давно слушал что-то другое со словом «vemod» в названии, где тоже был замечательный арт, оказавшийся по итогу единственным достоинством. Nasheim покрепче, не чураются мелодики, но работают настолько близко к типовому скандинавскому уклону, что становится не очень понятно, где чуваки прятались последние пятнадцать лет (релиз дебютный, но собрались парни в ажно 2001 году). Потолок жанра! Впрочем, мы знаем, что это не так. Просто между нетленкой и середняком подчас разница в одной удачной ноте.

102. Jeff Mills — Chronicles of Possible Worlds (minimal techno)

…И вот спустя двенадцать лет после того как я узнал о существовании Джеффа Миллза, выяснилось, что он на самом деле негр. Это многое меняет, чуваки, хоть я и знал, что он детройтец. А еще он очень стар. Chronicles of Possible Worlds мерцает какой-то странной загадкой в концепте. Альбом изнутри во много раз крупнее, чем снаружи: ну, техно, ну, минимал. Сто раз уже слышали. Но что-то тут не то. Тревожит, как непонятные шорохи под обшивкой корабля. В каждом треке есть закадровый комментарий какой-то серьезной женщины. Про космос, разумеется. Космос минималистичен? Типа того. И в то же время, абсолютно нет. То же самое Миллз предлагает накатить: под минималистическим сэмплом всегда лежат как минимум три слоя того же самого, но структурно обогащающего диск до предела. Причем если не знать, что оно там есть, ни в жисть не обнаружишь. Да, это Джефф. В своем репертуаре. И все-таки он негр, какой шок.

103. Nostalgia 77 — A Journey Too Far (nu jazz)

Tru Thoughts Recordings. Вы их знаете. Если нет — подите прочь. Настоящий независимый джаз-лейбл, который умудрился создать себе репутацию, комьюнити и замечательный релиз-лист всего-то за пятнадцать лет. Ой-вей! Октет Nostalgia 77 (почему, кстати, не 88?) не так мощен, как Hidden Orchestra, но серьезней в плане музыкальной конструкции. Плотнее, что ли. Концентрированней. Одначе ж A Journey Too Far почти целиком создавался в урезанном составе, что несколько разболтало генеральную линию, поэтому треки сильно вразнобой. Но так быть и должно. Бенедикт Ламдин, отец Nostalgia 77, потчует нас идеями, которые в другом месте реализовать побоялся, постеснялся, поленился, короче, это почти бутлег. Но такого качества, какого 99% других коллективов (в джазе, впрочем, всего 95) никогда не достигнут на номерных альбомах. Вот так вот. Я все сказал.

104. Slowly Rolling Camera — Slowly Rolling Camera (downtempo/nu jazz)

И снова британский джаз. Даже джазище. На официальном сайте SRC висит гигантский транспарант: «для тех, кто любит The Cinematic Orchestra!» (то есть для всех нормальных людей, ага). И это чистая правда. Вы помните всех этих приглашенных певичек (без уничижения) на Every Day? У SRC есть целая Дионн Беннет в составе, чьи афротембры пробивают до самой глубины души. Вы любите саксофон? Он не присутствует на пластинке повсюду, но когда включается… Рвет, рвет на части одуревшее от долгого простаивания чувство прекрасного. The Guardian может сколько угодно ставить альбому тройки (не произнеся при этом ни одного ругательного слова. Вот это и называется «зажрались»), Slowly Rolling Camera это уже лучший джаз года, и, возможно, не только этого. По крайней мере, пока Суини и друзья не пробудятся от спячки.

105. Solvent — New Ways (synthpop)

New Ways! Очень смешно. Какие могут быть новые пути в жанре, засохшем на отметке Love Life от Berlin? С ними Solvent, ясное дело, ничего общего не имеет, но. Тут есть загвоздка. Путей-то нет, а поиск идет. Ругать за бессмысленную трату сил и времени или посочувствовать сизифовым мукам? New Ways, кажется, даже не очень старается понравиться слушателю. Заезжая в чуть ли не восьмибитные поляны, он разжигает какую-никакую симпатию, но потом применит себя к эдакому квази-ebm, к электроклэшу, к фьючепопу — это зачем все? Тем более, что продукт и качественно далеко не однороден. Одно слово: растворитель. Приходи на пересдачу, студент.

106. Enter and Fall — Isolation (ebm)

Если название чем-то и напомнило про Pride and Fall, то это быстро потерялось. Уж насколько крайний альбом скандинавов был мусорным, но не настолько невыносимым, как Isolation. За все время, что он мучил меня своим присутствием, я от силы в паре мест сумел передохнуть от кошмарного, кошмарного, кошмарного вокала (вокалов), украденных у прочих бездарных лабухов аранжировок и общей творческой упадочности. Все плохо. Плохо, плохо, плохо. Уж это-то явно не тот стиль, где можно без особых проблем записать очевидное дерьмо. Но нет, умудрились. Принципиальность, достойная много лучшего применения.

107. N-Frequency — Monomatic (synthpop)

Здесь немного иная история. Monomatic мне тоже не понравился, хотя я слушал превью и одобрил его. Как так случилось? Не знаю. Повеявшее возлюбленными восьмидесятыми, полотно внезапно скуксилось и обернулось не очень изысканным синтпопом, которого много выше и ниже. И никаких вам новых Trust'ов (старый-то еще не закончился, но джентльмену пристало быть жадным). Не девальвация, но все равно неприятно — я-то немало надежд от себя отпочковал, прежде чем они оказались задушены. Подразумевается, что Monomatic должен как-то компенсировать разочарование новаторством (ну, вы понимаете. «Новаторством»). Но не компенсирует. Эх. Ладно. Следующий!

108. St. Vincent — St. Vincent (pop)

Дико, но симпатично. В этот раз Энни Кларк помахала ручкой хотя бы мало-мальской стройности ряда и сшила песни из лоскутов всего любого, что только смогла вспомнить. Эвон как ее заради обложки отлохматили, это тоже неспроста. Сама она считает, что записала альбом для похорон, и хотел бы я на такие похороны посмотреть. Грэму Чэпмену бы понравилось, впрочем. Подозрительным является то обстоятельство, что Metacritic захлебывается восторгами рецензентов (не понравилось только Observer, но они всегда были мудаками): мы, дескать, ждали эту пластинку всю жизнь! Но ведь это не серьезная работа, это просто перформанс, шапито, калейдоскоп (…ебанины, как добавил бы один мой знакомый. Но он не я). Это сиюминутное развлечение. Так почему же?

109. State of the Union — My Time Away (futurepop)

Выяснился страшный факт: State of the Union я уже слышал когда-то. Обычно такой контекст вышибает из меня желание совершать второй подход, но тут оно как-то случилось само. И что бы вы думали? My Time Away оказался вполне себе сносным, добрым и с дальней траекторией падения. Стандартный фьючепоповый вокал к месту и не раздражает, хотя верхний край частот, возможно, следовало бы купировать, но сойдет и так. Песни в меру хитовые, запоминающиеся, льются в уши без скрипа и заторов, а местами и вовсе зажигают танцпол. А вот господа присяжные почему-то ругают. В лучшем случае просто не хвалят. Нет, чего-то я в этой жизни точно не понимаю.

110. Phantogram — Voices (trip-hop)

Название группы Phantogram напомнило мне про канувшую в лету корейскую игрофирму Phantagram, которая очень много лет назад отметилась невменяемой помесью Warcraft и Diablo по имени Kingdom Under Fire. Рецензия одного почившего издания на эту вампуку до сих пор помнится мне до последнего знака препинания. Чего не скажешь о Voices. Нет, я все понимаю: Republic Records, хайп, хипстеры, выступления на американских пятничных шоу (спросите у меня как-нибудь, что я про них думаю). О музыке особо некогда заботиться. Но все равно потрудиться можно было и ударнее: девочковый вокал Сары Бартел (сходите по ссылке в ее профиле на Instagram, сходите обязательно) — вот и весь вклад Voices в мировую культуру. Менеджерам Republic оно за счастье. А вот мне не очень.

Комментариев нет:

Отправить комментарий